Алгоритм маркетингового исследования

Проведение маркетингового исследования

Как же, действительно, самому провести маркетинговое исследование, если возникла такая необходимость? Понятно, что масштабное маркетинговое исследование, с применением различных методов статистического, математического и экономического анализа и подсчетом результатов в программе SPSS, проводится немного по другой технологии, здесь же я вам даю упрощенный пошаговый план, по которому можно провести вполне себе полноценное маркетинговое исследование в малом бизнесе.

Маркетинговые исследования услуги, Провести исследование рынка

1) Определение вопросов, на которые необходимо найти ответы

Самая важная часть. Неправильно заданные вопросы перед исследованием могут свести все его результаты на нет. Помните такую поговорку «Каков вопрос — таков ответ»? Здесь это работает как нигде. Вот, как спросите у рынка, так он вам и ответит. Большинство людей не умеет задавать вопросы.

2) Определение вида (кабинетное, полевое) и метода проведения маркетингового исследования (онлайн-опрос, телефонный опрос, фокус-группы, глубинные интервью и т.п.).

Ответы на разные вопросы собираются разными методами. В малом бизнесе, чаще всего, всё обходится либо «кабинетом» либо малой анкетой.

3) Определение критериев, структуры и объема выборки

Кого мы будем опрашивать, по какому принципу будем отбирать и сколько их будет. Ведь, опять же, спросишь не того — уже доверие к результатам исследования снизилось. А ведь нам нужно решения принимать на основании результатов!

4) Разработка анкеты

Вторая наиважнейшая часть после постановки вопросов. Собственно, в анкету вы и включаете все ваши вопросы маркетингового исследования. Только они должны быть определенным образом сформулированы и расположены быть в определенном порядке. Не зря ведь к участию в МИ не допускаются маркетологи и все околомаркетинговые специальности. Слышали об этом? Потому что я, например, всегда знаю, что хотят выяснить тем или иным вопросом в анкете и ка ответить так, чтобы повлиять на результат исследования. А это уже — искажение данных.

5) Составление поисковых запросов.

Не менее важная часть. Если вы выберете методом проведения — кабинетный анализ, вы должны владеть техникой составления поисковых запросов на уровне выше обычного пользователя Интернета.

6) Разработка легенды, закупка подарков респондентам

В некоторых случаях нужно кем-то прикинуться, чтобы получить данные. Например, когда мы знаем, что нужный сегмент респондентов плохо реагирует на обращение «исследовательского агентства». Подарки тоже зависят от вида и метода исследования. Предел для бпл анкеты — 15-18 вопросов. Дальше — это м.б. сам продукт, мини-шоколадка Алёнка (на все случаи жизни) или какой-то другой презент. Когда я проводила глубинные интервью с руководителями СБ ювелирных заводов, мы дарили дорогой коньяк.

7) Подготовка инструкций интервьюерам, найм

Инструкции людям, которые будут опрашивать респондентов, д.б. как в Макдоналдсе — на каждый чих. Шаг вправо, шаг влево — анкета отбраковывается и не оплачивается.

8) Проведение анкетирования и контроль хода исполнения

Здесь понятно — непосредственно опросы, хоул-тесты и т.п. Супервайзеры нужны, чтобы точно убедиться, что такой-то интервьюер стоял на такой-то точке, проводил там опрос и делал все по инструкции.

9) Поиск информации в открытых источниках

Если у вас кабинетное исследование — здесь поиск по списку тех ключевых запросов, к-рые вы составили ранее. Я просматриваю обычно 5-10 страниц на каждый, в двух поисковиках.

10) Обработка результатов поиска вторичных данных

Все, что нашли в Интернете, вычитываем, редактируем, приводим в удобоваримый вид, оставляем только самую суть.

11) Обработка результатов сбора первичных данных

Если у вас было «поле» — вносим ответы из каждой анкеты в специально составленную сводную табличку. Да, и предварительно некоторые анкеты выборочно прозваниваем — проверяем, что ее заполнил целевой респондент, а не интервьюер.

12) Анализ полученных данных

Непосредственно аналитика. Больше относится к обработке первичных данных с рынка. Кстати, это очень интересно — выявлять взаимосвязи, наблюдать зависимости и видеть, как цифры обретают форму)) Здесь же — и составление различных графиков, диаграмм, таблиц и т.п., для визуального представления полученных результатов.

13) Подготовка отчета по исследованию (начиная с содержания)

Всё, что мы получили в ходе МИ, оформляем в один читабельный и удобоваримый документ. Да, даже если делаем для себя. На этом этапе я обычно делаю содержание. Вы можете и начать с него, но, по опыту, вы никогда не знаете, какая информация найдется в ходе «кабинета». Даже если у вас будет предварительное содержание, на этом этапе оно скорректируется.

14) Выводы по результатам исследования

Заключительная и тоже одна из наиболее важных частей. Здесь пишем ответы на поставленные вопросы, управленческие решения, которые необходимо принять на основании полученных данных и сделанных выводов. В моем случае (т.к. я консультант) — выводы и рекомендации. Всё, что нам сказал рынок — здесь мы интерпретируем как ответы на наши вопросы.

Результаты маркетинговых исследований

И не бойтесь принимать решения на основании результатов вашего исследования! Не бойтесь того, что они будут «неправильными»! ОНИ БУДУТ ПРАВИЛЬНЫМИ!

Даже если вы «разочарованы» результатами маркетингового исследования. Например, вы хотели принять какое-то решение и в подтверждение своих намерений проводите исследование рынка. А по итогам рынок вам дает массу подсказок, чтобы опровергнуть ваше планируемое решение. Значит, ваше решение сейчас — не кстати! Не нужно оно рынку. Нет предпосылок. Откажитесь от него! И это будет правильно. Даже если это вам «поперек горла».

Для участников курса «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОИМИ СИЛАМИ» уже доступны предварительные задания:

ℹ Определите, для какого предприятия вы будете выполнять маркетинговое исследование в рамках курса.

ℹ Определите один или несколько вопросов, на которые вы хотите ответить в ходе маркетингового исследования.

ℹ В случае, если у вас нет предприятия, для кого делать проект, найдите компанию-заказчика среди знакомых, в своих соцсетях, или на сайтах fl.ru, work-zilla.com. Предложите провести им МИ за небольшие деньги (5000-20000 руб.) или бесплатно. И затем ответьте на вопрос 2 выше.

Ответы напишите в комментарии на странице с предварительными заданиями в Школе маркетинга.

А для тех, кто хочет получить полную пошаговую технологию проведения исследований своими силами, присоединяйтесь:

«Маркетинговые исследования своими силами» — самый полный курс о том, как грамотно и быстро провести полноценное профессиональное маркетинговое исследование в малом бизнесе своими руками, без бюджета и без помощи дорогостоящих исследовательских агентств.

Маркетинговые исследования своими силами, Как провести исследование рынка

================
Ваш личный помощник в мире маркетинга,
Алёна Шефина

Перепост в социальные сети с помощью кнопочек ниже награждается моей благодарностью и очками в карму!)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *