Я сама обожаю PR, как наиболее эффективный способ продвинуть свою компанию или продукт на высокие позиции с малым бюджетом. Я уже писала ранее, что в начале своей карьеры директором по маркетингу я только инструментами пиар выводила компании в топ отрасли. При этом, качестве pr я задействовала все методы — и рассылку пресс-релизов, и прямую работу со СМИ, и взаимопиар, и бартер, и мероприятия, и выставки, и вендоров, и корпоративную газету — то есть всё, куда можно было дотянуться без бюджета.
Поэтому очень рекомендую присмотреться к public relations, если бюджеты на прямую рекламу пока для вас недостижимая мечта.
Сегодняшний пост предоставлен Асель Жалешевой (@asels_notes), серьезный пиарщик с добрым сердцем из Алматы. Асель пишет про public relations в малом бизнесе, а последнее время все чаще — про пиар в Инстаграм. Статья в некоторых местах доработана мной, поэтому решила ею поделиться также в своем блоге.
Пиар в малом бизнесе
Любая PR-кампания начинается с последовательной разработки pr-концепции, pr-стратегии и pr-плана. Для начала немного определений:
- Концепция/позиционирование/легенда — это генеральный и общий замысел всей предстоящей pr-деятельности.
- PR-стратегия — это способ использования средств и ресурсов для достижения целей, поставленных в рамках PR-концепции.
- PR-план — это намеченная на определенный срок работа с указанием конкретных целей, содержания, объёмов, методов, механизмов и сроков исполнения. Выглядит в виде графика либо помесячного плана в таблице.
А вот те самые 11 шагов к разработке вашей PR-кампании:
1. Внутреннее исследование — обычно это серия интервью с людьми, принимающими решения в вашей компании. Вопросы для обсуждения делятся на 4 блока: а) о компании, ее история, положение на рынке, основные преимущества и отличия от конкурентов; b) о рынке; c) о конкурентах и d) о самой стратегии — что хочет видеть руководитель компании в итоге? Результаты исследования оформляются в отчет.
2. Внешнее исследование — это самостоятельный медиа-аудит СМИ, мониторинг соцсетей, интервью с внешними экспертами, с помощью поисковых систем либо специальных сервисов (public.ru, Медиалогия и др.). Либо заказ этой услуги у специализированных агентств. Отчет по итогам проведения.
3. Разработка PR-концепции — постановка бизнес-задачи компании, определение целевых групп, назначение pr задачи, ограничения и требования к позиционированию. Постановка задач и выносится на согласование руководителя компании.
4. Тестирование PR-концепции внешними экспертами — т.е. тестирование позиционирования разработанной концепции путем проведения серии интервью у СМИ, партнеров, клиентов.
5. Разработка PR стратегии — подготовка сводного плана-графика PR-активности на 6-12 мес. Это итоговый документ с описанием текущей ситуации, анализ сильных и слабых сторон, угрозы и возможности, цели, целевые аудитории, основные направления стратегии, формализация задач, механизмы реализации, организационные шаги.
6. Эффективность в цифрах (как вы будете замерять эффективность pr-кампании) — количество публикаций, их тональность, площадки и ресурсы для размещения, перепубликации и др.
7. Сводный PR-план — подготовка помесячного плана PR-активности. Здесь расписываются детали вида работ и сроков, виды активности по месяцам, количество мероприятий по каждому направлению.
8. Подготовка бюджета PR-плана — в помесячном pr-плане указываются детали работы, сроки, бюджет и ожидаемый результат.
9. Реализация, управление и контроль проекта.
10. Разработка локальных концепций — концепция сообщества в соцсети, работы с блогерами, выпуска пресс-релизов.
11. Отчетность по каждому pr-проекту. Это немного затратная по ресурсам услуга, зато является наилучшим способом на этапе вхождения на рынок выявить свои преимущества и работать согласно разработанному плану.
Многие консультанты берутся только за разработку отдельных спецпроектов, но это не всегда срабатывает надолго, и обычно имеет краткосрочный эффект, если они действуют не в рамках уже существующей стратегии.
PR-концепция всегда защитит бизнес от нападок и негатива, и позволит устойчиво шаг за шагом добиваться поставленных репутационных и бизнес-задач компании.
Документы по PR стратегии
Финальный пакет документов для кампании (а если вы делаете проект для сторонней компании, то для клиента) выглядит следующим образом:
- Отчет по исследованиям
- PR-концепция
- PR-стратегия
- PR план
- Бюджет
Более подробно во всем разобраться вам поможет мой семинар «PR-стратегия компании: планирование и реализация»
В приведенной схеме Асель расписала идеальный вариант. А в малом бизнесе можно брать частично те пункты, которые актуальны «еще вчера», например.
Напишите, а вы — дружите с PR?) Пробовали уже пиар-методы в своем бизнесе?
================
Подписывайтесь на мой Инстаграм: @marketing_ru, самые свежие статьи — сначала там!
Ваш личный помощник в мире маркетинга,
Алёна Шефина
Перепост в социальные сети с помощью кнопочек ниже награждается моей благодарностью и очками в карму!)