Пример необходимости маркетингового исследования
Очевидно, чтобы снизить неопределённость рыночных условий и ситуации, в которой работает компания.
Те ресурсы, которые вы инвестируете в маркетинговое исследование для ответа на интересующий вас вопрос, могут быть сильно меньше расходов, и даже убытков, в случае действий «пальцем в небо».
Здесь мне всегда вспоминается случай, который произошёл со мной сразу по окончании курса по управлению маркетингом, на моей второй работе в Москве — в компании IBS. Который, кстати, я давно обещала вам рассказать — про лабораторию Fortest.
Пришла я на новое место вся заряженная — мы делали на курсе проекты и мне не терпелось блестнуть новыми знаниями)) Первое, что мне поручили, это составить концепцию и план продвижения лаборатории для удаленного тестирования программного обеспечения — Fortest.
Целевая аудитория — тестировщики и программисты, а смысл в том, что они с любого уголка планеты — со своего рабочего места — имеют удаленный доступ к нашим мощным серверам и могут производить нагрузочное тестирование своего ПО на нашем новейшем и дорогущем оборудовании за некоторую абонентскую плату. Т.е. могут посмотреть, как будет себя вести программный код в различных условиях, приближенных к промышленным. Ну разве не сказка?))
Проект задумывался как грандиозный, инновационный, невероятно амбициозный и не имеющий аналогов. Сомнений в том, что он будет востребован рынком, такое чувство, что не было ни у кого из моих руководителей))
Я сразу спросила, на основании данных каких маркетинговых исследований был сделан вывод, что проект будет востребован, люди готовы за него платить, и мы тратим деньги, время и ресурсы на его продвижение? Мне сказали, что исследований не было, «и так понятно, что проект архиважный», «рынок давно ждет чего-то подобного», «у множества программистов такого оборудования для тестирования никогда не было и не будет», поэтому они чуть ли не в очередь выстроятся, как только мы дадим им такую возможность.
В этом, кстати, основная беда российского бизнеса — в интуитивном подходе. Собственникам и топам часто кажется, что если они «давно в рынке», то и так всё знают, и скажут тебе, что делать и что будет — лучше любого потребителя. И еще один фактор, бывает, застилает глаза предпринимателям — ощущение «звездности» своей компании и продукта. При этом, часто эта «звездность» приписывается владельцами бизнеса всем своим новым проектам и продуктам по умолчанию. Хотя потребитель может быть совсем иного мнения))
Так вот. Параллельно с продвижением проекта (а на это выделялся немаленький бюджет) я все же запустила маркетинговое исследование в виде небольшой анкеты среди программистов с интересующими меня вопросами. Результатом стало абсолютное отторжение целевой аудиторией идеи удаленного тестирования своего уникального программного кода. Из-за опасения его утери. Как бы мы не убеждали, что все каналы надежно защищены-перезащищены. Менталитет — непробиваемая броня.
К этому времени продвижение лаборатории Fortest шло полным ходом — эксперты выступали на множестве тематических конференций, продажники — продавали, писались тексты, рассылались пресс-релизы, статьи в СМИ, компредложения, наполнялся сайт, даже я лично ездила в командировку презентовать этот проект IT-сообществу Перми. Однако, никто не спешил приобретать столь эксклюзивную возможность. И через какое-то время напрасных усилий — проект решено было свернуть…
Мораль сей истории такова, что если бы маркетинговое исследование было проведено ДО запуска проекта, можно было бы сразу обнаружить непреодолимый камень преткновения и сэкономить много времени (около года) и разнообразных ресурсов (трудовых, финансовых и т.п.).
Зачем проводятся маркетинговые исследования?
Поэтому, вот некоторые вещи, которые могут быть решены с помощью маркетинговых исследований:
- Планирование продвижения любого рода (каналы информации, способ донесения)
- Выпуск нового продукта, модификация текущего (смена рецептуры, начинки и т.п.)
- Выход на новый товарный рынок, целевой сегмент или регион
- Позиционирование рыночного предложения (УТП)
- Сегментирование рынка
- Смена упаковки
- Ценообразование
- Узнаваемость наименования или торговой марки
- Проверка предполагаемых ассоциаций с продуктом…
И вообще — принятие любых управленческих решений, связанных с рынком, когда не хватает внутренней или вторичной информации. «Все решения маркетинг берет — на рынке».
Вспомните — а вам для решения каких вопросов нужны (сейчас) или были нужны (когда-либо) маркетинговые исследования в вашем бизнесе? Напишите мне в комментариях ==>>
Как провести маркетинговое исследование своими силами в малом бизнесе?
Кстати, друзья, спешу вам сообщить, что я начала готовить столь ожидаемый многими курс «Маркетинговые исследования своими силами»!
Предварительные даты курса назначены с 28 ноября по 22 декабря, запись по льготной цене уже открыта по ссылке:
Курс включает 8 уроков плюс все материалы, образцы, шаблоны, скрипты и т.п.
За 4 недели (условно) вы научитесь проводить полноценные маркетинговые исследования своими руками по вопросу, который вас интересует, обосновывать их необходимость, научитесь искать информацию в открытых источниках, составлять грамотные анкеты, обрабатывать результаты, делать выводы и применять их в вашем бизнесе.
Так что, коллеги, готовьтесь — придумывайте проекты, для которых вы будете делать ваше маркетинговое исследование. Это может быть как ваш бизнес, так и бизнес вашего знакомого, это может быть стартап, или просто вопрос, который вам нужно исследовать для себя.
Например, я с помощью некоторых техник маркетингового исследования однажды сэкономила себе около 2 000 000 рублей. Когда один недобросовестный застройщик очень красиво и убедительно продавал квадрохаусы в поселке в Ленинском районе. Выяснилось, что он продавал их на земле, которая ему не принадлежит, деньги принимает физическое лицо, никак не связанное с застройщиком, и по договору, который никак не связан с данным строительством. При этом никаких документов и данных мне давать не хотели.
Или же вы можете найти бизнес, для которого вы проведете ваше маркетинговое исследование на заказ — да, можно и так!) Сразу окупить все обучение и еще и заработать на этом. Обещаю вам, что это ваше «учебное» маркетинговое исследование будет ничем не хуже, чем исследование рынка любого консалтингового агентства.
К тому же у участников моих эфиров всегда есть привилегия — все их выпускные работы по результатам курса — я проверяю лично и даю персональные комментарии, в данном случае — по каждому готовому исследованию. Можете в этом убедиться в моей ленте на PODFM.ru. Так что вы вполне себе можете уже брать за него хоть небольшие, но деньги. Допустим — 10-20 тысяч рублей. Клиента можете найти в соцсетях, среди знакомых или на freelance.ru.
И в дальнейшем — это мой второй курс, который, я уверена, полюбят сотрудники маркетинговых агентств — вы сможете по этой технологии проводить ваши маркетинговые исследования для клиентов!)) То есть зарабатывать на этом деньги.
Поверьте, после того, как я встрою в вас эту систему проведения маркетингового исследования — вытравить из вас ее будет очень и очень сложно)) В любой момент, когда у вас встанет задача глубоко проработать какой-то вопрос и насобирать первичных и вторичных данных для принятия важных решений — не важно при этом управленческих или бытовых — вы всегда будете обращаться к этой технологии!